В Подмосковье создали методику для определения учеников с девиантным поведением
В Подмосковье создали методику для определения учеников с девиантным поведением

В Подмосковье создали методику для определения учеников с девиантным поведением

28.05.2021
В Подмосковье создали методику для определения учеников с девиантным поведением
© depositphotos.com

В Подмосковье создали методику выявления обучающихся с отклоняющимся поведением. Документ разработали учёные научно-исследовательского центра Московской области «Академия социального управления». В начале 2021 года методика прошла апробацию более чем в 20 пилотных школах Подмосковья. В марте новый инструмент наблюдения за учащимися получили все учреждения общего образования Московской области.


О методике сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал начальник Центра практической психологии образования Института педагогической рискологии  Андрей Коповой. Он также является участником семинара-совещания по совершенствованию межведомственного взаимодействия в системе воспитания и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


– Чем разработанная методика выявления детей с отклоняющимся поведением отличается от других?


– Идея была в том, чтобы создать инструмент, позволяющий фиксировать изменения в поведении ребёнка в динамике и своевременно выявлять зоны риска. Методика состоит из двух взаимодополняемых блоков – экспресс-карты и карты наблюдений для более глубокого анализа и отслеживания в динамике.


– Для кого разработана эта методика?


– Большинство методик адресованы педагогам-психологам или психологам и требуют определённого уровня подготовки. Обычно методики представляют собой глубокую психодиагностику, результаты которой сложно обрабатывать. Методику выявления обучающихся с отклоняющимся поведением разрабатывали именно для учителей. Ведь классный руководитель больше знает ребёнка, чем педагог-психолог. Учитель в большей степени осведомлён о том, как ребёнок ведёт себя во внеурочное время. Цель – систематизировать имеющиеся у классного руководителя наблюдения.


– Какие маркеры отклоняющегося поведения особенно важны при оценке поведения обучающихся?


– Все маркеры отклоняющегося поведения важны. Приоритет меняется в зависимости от возраста ребёнка. Например, суицидальное поведение чаще всего наблюдается у подростков. То есть это 13+. Аддиктивное поведение  – это опять же старший подростковый возраст. Медиазависимое поведение актуально для всех возрастов. Просто в разных возрастах различная специфика медиапотребления. В начальной школе дети в основном смотрят видео и потребляют контент, не задумываясь об этом. В подростковом возрасте появляются другие интересы: общение перемещается в социальные сети, постепенно угасают навыки социального взаимодействия в реальности. Важно обращать внимание на все признаки.


–  Как правильно использовать карты для эффективной диагностики отклоняющегося поведения детей?


– Экспресс-карта наблюдения может быть использована раз в полгода или раз в четверть, в зависимости от возраста, контингента и необходимости. Главное – систематичность. Она является залогом успеха именно в раннем выявлении деструктивного поведения ребёнка. Большую карту наблюдения целесообразно заполнять не чаще одного раза в полгода. Частоту использования карт наблюдения определяет сам педагог. Важно в начале учебного года использовать полную карту наблюдения, потому что дети возвращаются с летних каникул, и за это время в их жизни может что-то измениться.


– Есть ли отзывы от педагогов и психологов об экспресс-картах наблюдения за поведением обучающихся?


– После апробации методики выявления учащихся с отклоняющимся поведением педагоги и психологи попросили учесть именно фактор медиа, потому что часто информационное пространство стимулирует формирование поведенческих отклонений. Поэтому этот фактор мы добавили как отдельный вид отклоняющегося поведения. Также после первичной апробации мы расширили в карте наблюдения блоки, касающиеся социального окружения.


– Почему разработали отдельные рекомендации по мониторингу социальных сетей?


– Часто педагоги имеют более низкий уровень пользования соцсетями, и по этой причине они недооценивают риски. Основная задача методики по мониторингу аккаунтов учащихся – увидеть в социальных сетях то, что может быть скрыто в реальной жизни. Например, аватары со специфической символикой, статусы, которые являются довольно информативными даже в закрытых аккаунтах. У школьников в первую очередь популярны соцсети «ВКонтакте», Instagram, TikTok и Likee.


– Смогут ли воспользоваться этими методиками педагоги других регионов России?


– Методика была опубликована в одном из центральных методических журналов «Инновационные проекты и программы в образовании». Издание доступно в электронной научной библиотеке elibrary.ru, а также на портале психологической поддержки Московской области. Эту апробированную методику мы предлагаем использовать всем желающим в своей работе в других регионах.


Ссылки на статьи:


Коповая, О.В. Выявление несовершеннолетних с отклоняющимся поведением в условиях общеобразовательной организации: наблюдение как основной инструмент педагога / О.В. Коповая, А.С. Коповой, К.И. Липницкий,  П.А. Локтионова, М.П. Михайлова// Инновационные проекты и программы в образовании. – 2021. – № 2(74)


Коповой, А.С. Роль педагога в раннем выявлении медиа-вовлеченности обучающихся / А.С. Коповой, О.С. Ткачук,  Д.А. Давыдов// Инновационные проекты и программы в образовании. – 2021. – № 3(75)


Вернуться к списку