Актуальные IT-профессии и перспективные направления в сфере ИКТ в России
Актуальные IT-профессии и перспективные направления в сфере ИКТ в России

Актуальные IT-профессии и перспективные направления в сфере ИКТ в России

20.05.2024
Актуальные IT-профессии и перспективные направления в сфере ИКТ в России

Совокупность социально-экономических факторов определяет долгосрочный тренд роста спроса на специалистов в сфере информационных технологий (ИТ) и информационных систем (ИС). Ежегодно спрос российских предприятий на специалистов из области ИТ возрастает, что обусловлено скоростью распространения и внедрения ИТ-решений в деятельности предприятий.


Согласно данным исследования «Индикаторы цифровой экономики» (Россат), общая численность ИТ-специалистов в 2019 году составляла 1190,4 тыс. человек, а на момент 2021 года была приравнена к 1322,8 тыс. человек. В апреле 2022 г. в России кадровый спрос на ИТ-специалистов составил 1 млн. человек (1,8 % от емкости всего рынка HR), а по некоторым оценкам к 2027 г. эта цифра достигнет 2 млн. человек. Согласно показателям, полученным в результате исследования портала Работа.ру, 62% респондентов определяют ИТ-специальность как наиболее перспективную среди профессий.


IT-решения сейчас используются почти во всех сферах. На момент 2020 года выделяется ряд популярных направлений, базирующихся на использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На первое место выходит категория «информация и связь», где 42,2% – специалисты по ИКТ, а 11,5% – специалисты, интенсивно использующие ИКТ. На втором месте – финансовая и страховая деятельность (6,2% – специалисты по ИКТ, а 46,7% – специалисты, интенсивно использующие ИКТ). На третьем месте – профессиональная, научная и техническая деятельность (6,6% – специалисты по ИКТ, а 31,7% – специалисты, интенсивно использующие ИКТ). Возрастные особенности занятых в ИТ-отрасли указывают на преимущественно молодой кадровый состав, в связи с чем подтверждается высокая необходимость в профессиональной подготовке молодых кадров по ИТ-направлениям.


Главными компетенциями в цифровой среде являются жесткие и гибкие навыки, среди которых:

  • умение работать с базами данных (БД),

  • знание алгоритмов машинного обучения, методов информационной безопасности,

  • управления проектом,

  • языки программирования,

  • коммуникационные навыки,

  • владение английским языком,

  • а также понимание основ разработки и внедрения ПО, мобильных приложений.


Большое внимание на рынке труда уделяется направлению «Искусственный интеллект». В основу работы искусственного интеллекта, внедряемого в различные отрасли жизнедеятельности человека в условиях цифровой трансформации социума, заложены множество технологий, практик, методологий, а также теоретическая база. Они существуют на основе таких ключевых аспектов искусственного интеллекта, как:

  • Машинное обучение — область знаний об алгоритмах, которые в процессе обучения используются для поиска закономерностей. В рамках такого обучения применяют методы нейронных сетей, статистику, исследование операций и пр., на основе чего отбирается полезная информация.

  • Нейросети — метод машинного обучения. Такие сети построены по аналогии с биологической нейронной сетью с живыми нервными клетками, но только в программном или аппаратном виде.

  • Глубокое обучение — предполагает использование сложных нейросетей с многочисленными нейронами и слоями (например, для распознавания речи или изображений). Чтобы обнаружить сложные закономерности в таком огромном массиве информации, используются самые современные методы и повышенный уровень вычислительных мощностей.

  • Когнитивные вычисления — одно из направлений искусственного интеллекта, благодаря которому возможен контакт человека и машины аналогично тому, как это происходит между людьми. Когнитивные процессы имитируются компьютером через распознавание и интерпретацию речи, изображений. Затем выдается соответствующая реакция.

  • Компьютерное зрение — работает на основе шаблонов и глубокого обучения. Так распознаются изображения и видео. Компьютер обрабатывает, анализирует и «понимает» изображение с учетом окружающей обстановки и затем правильно его интерпретирует.

  • Обработка естественного языка — способность машины воспринимать человеческую речь как в письменном, так и в устном виде. Данная технология уже вошла в нашу повседневную жизнь — управление многими устройствами осуществляется голосом.


Опираясь на данные крупного сервиса по поиску работы «HH.ru», приведем список наиболее востребованных профессий в России:

  • Программист, разработчик – 31%;

  • Специалист технической поддержки – 15%;

  • Аналитик – 11%;

  • Системный администратор – 10%;

  • Руководитель проектов – 8%;

  • Специалист по информационной безопасности – 5%;

  • Тестировщик – 3%;

  • Менеджер продукта – 3%;

  • Руководитель группы разработки – 2% и др.


Высокая востребованность в профессиональных компетенциях специалистов ИТ-сектора характеризуется масштабным количеством вакансий, достойной заработной платой, а также повышенным интересом абитуриентов к образовательным программам данного сектора.

 

Материал создан на основе статей Васильева Е.В., Каманина А.Н. «Дефицит ИТ-кадров в России на современном этапе: причины и пути преодоления» и Рыжовой Н.И. «Современные школьники выбирают искусственный интеллект как направление для будущих профессий».



Вернуться к списку