Аниме-культура: как японские мультфильмы влияют на подростков
Аниме-культура: как японские мультфильмы влияют на подростков

Аниме-культура: как японские мультфильмы влияют на подростков

20.02.2021
Аниме-культура: как японские мультфильмы влияют на подростков
© depositphotos.com

Суд Санкт-Петербурга 20 января 2021 года по иску прокуратуры  признал запрещенными в России четыре японских анимационных сериала. Позже, 17 февраля, были запрещены еще несколько аниме. Такое решение было принято в связи с тем, что ранее на территории страны произошло несколько детских суицидов, погибшие были поклонниками японских мультфильмов. Так ли опасно увлечение аниме-сериалами и действительно ли они могут оказывать негативное влияние на подростковую психику, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог, экзистенциально-гуманистический психотерапевт Бэлла Азарова.

 

– Почему подростки увлекаются жанром аниме?

 

– Аниме привлекает подростков своей необычностью, нестандартностью. Известно, что во время подросткового периода ребёнок пытается решить сразу несколько противоположных задач: с одной стороны, он стремится стать индивидуальностью, понять, чем он отличается от других, с другой – пытается найти своё место в мире, найти свою группу единомышленников. Аниме позволяет подросткам решить задачу, связанную с ощущением собственной индивидуальности, особенности, и одновременно решить вторую задачу – обрести друзей по интересам. Кроме того, несмотря на то, что большая часть аниме предназначена для взрослых, главный герой там подросток со своими проблемами и первыми разочарованиями. Как правило, он отличается от своих сверстников, он бунтарь и борец за справедливость, что откликается юношескому максимализму, и подростки отожествляют себя с этими героями.

 

– Может ли этот вид анимации влиять на психику подростков? Каким образом?

 

– Конечно, аниме, как и любой другой вид искусства, может оказывать влияние на внутренний мир и психику всех людей, не только подростков. Так же как фильмы, мультфильмы, книги, аниме вызывает эмоции, заставляет сопереживать, находит в зрителе отклик. Кроме того, Япония – страна сдержанности и самоконтроля, поэтому героев в аниме, как в мире, противоположном реальному, часто создают импульсивными и чувствительными. Такой психотип отзывается зрителям, особенно подросткам. Но если человек психически здоров, он не находится в депрессии, у него развито критическое мышление, то как бы он ни сочувствовал героям, он сможет разделить реальность и фантазию.

 

Однако при просмотре аниме важно соблюдать возрастной ценз. Так как несмотря на то, что главный герой – подросток, большая часть аниме-сериалов предназначена для людей старше 20 лет. Там могут присутствовать сцены агрессии, жестокости, насилия, сексуальных отношений – для детей и подростков просмотр таких сцен может оказаться травматичным ввиду того, что ещё не развита достаточная критичность мышления. А психическая травма может в дальнейшем выражаться в таких симптомах, как раздражительность, агрессивность или подавленность.

 

– Есть ли связь между увлечением аниме и суицидальным поведением?

 

– Если ребёнок психически здоров, он не находится в депрессивном эпизоде и в его поведении не присутствуют суицидальные тенденции (аутоагрессивное поведение, склонность к самоповреждению, увлечение опасными видами спорта), у него доверительные отношения в семье, он уверен в себе, то, посмотрев, например, аниме с негативным сюжетом, ребёнок просто почувствует дискомфорт или грусть. Но это не может спровоцировать у него суицидальные мысли. Просмотр может оказать влияние только в том случае, если ребёнок уже находился в сложном психологическом состоянии, и тот ролик, который он увидел, стал для него последней каплей.

 

– Какой ещё детский развлекательный контент (мультфильмы, фильмы) может негативно влиять на подростковую психику?

 

– Травмирование происходит тогда, когда в жизни человека что-то случается, а психика не может это ассимилировать. Например, если ребёнок увидел какой-либо непонятный или пугающий контент и не может самостоятельно его осознать и объяснить, в этот момент происходит травмирование. Негативное влияние на психику может оказывать любой контент, который не соответствует возрасту, в котором в развлекательной форме пропагандируются вредные привычки, оправдываются жестокость и насилие.

 

– Каким образом можно регулировать потребление развлекательного контента ребёнком?

 

– Это должны быть, в первую очередь, возрастные ограничения, которые будут соблюдаться как в офлайн-, так и в онлайн-сфере. При этом родителям необходимо помнить, что метод запрета не даст никакого эффекта. Юношеский максимализм повернёт ситуацию наоборот: если подростку запретить, он сделает назло. Родители для ребёнка – проводники во взрослый мир. Именно они обучают его жизни, учат справляться с негативными эмоциями, решать проблемы. Они помогают ребёнку стать самостоятельным человеком. И если он на пути взросления сталкивается с чем-то неизвестным или непонятным, именно родители должны первыми объяснить ему это.

 

Если мама или папа замечает, что подросток увлёкся неоднозначным контентом, то в этом случае будет хорошей тактикой попробовать посмотреть этот фильм или сериал вместе и после просмотра обсудить. Можно спросить ребёнка о том, кто из героев ему больше нравится и почему, как он понимает сюжет, почему герой ведёт себя так, а не иначе. Родитель должен попытаться понять интересы ребёнка, осмыслить их. Возможно, они окажутся не так опасны. Если же сомнения всё-таки подтвердились и просмотренный контент угнетает подростка, заставляет его чувствовать себя некомфортно, то в этом случае нужно либо обратиться к медицинскому специалисту, либо постараться увлечь ребёнка чем-то, что ему интересно, на что он сможет переключиться, проводить с ним больше времени и чаще организовывать совместный досуг.



Вернуться к списку