Как научить ребёнка оценивать риски?
Как научить ребёнка оценивать риски?

Как научить ребёнка оценивать риски?

05.07.2021
Как научить ребёнка оценивать риски?
© depositphotos.com
Согласно данным Росстата, большая часть трагических инцидентов с детьми связана с получением опасных для жизни травм. Причинами часто бывают незнание и несоблюдение правил безопасности.

Как научить детей соблюдать простые правила и принимать разумные решения, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала психолог Центра социального обслуживания «Щербинский» города Москвы Людмила Измалкова.

– С какого возраста ребёнок способен оценивать риски?

– Чем младше ребёнок, тем большую ответственность за его безопасность несут родители. Способность оценивать реальную ситуацию формируется примерно к 10 годам. В этом возрасте ребёнок может не только отличить опасную ситуацию от неопасной, но и спрогнозировать развитие событий. Он способен отказываться от потенциально опасных действий. Но всё это очень индивидуально, зависит от характера и умения логически мыслить. Важно научить ребёнка правильно оценивать ситуацию.

– Как правильно вести разговор о безопасности?

– Говорить об этом нужно с самого раннего возраста, но это необходимо делать ненавязчиво. Ребёнок способен хорошо усваивать информацию, когда она преподносится не как нравоучения, а в процессе диалога, например, на прогулке, при просмотре мультфильмов. Можно самим сочинять метафорические истории. Обычно у маленьких детей есть любимая игрушка, например, медвежонок – он-то и может «попадать» в разные ситуации. «Пошёл медвежонок гулять, увидел открытый канализационный люк. «Ой, как интересно», – подумал он, и решил туда заглянуть…» Говорить лучше о том, что непосредственно видите. Почему мы переходим так дорогу? Почему обходим транспорт спереди или сзади? Желательно ребёнку младшего возраста не рассказывать страшных историй, потому что это может перерасти в неосознанный страх. У ребёнка не должно возникать впечатление, что мир – это страшное место, и лучше вовсе не выходить из комнаты.

– Какие формулировки лучше использовать, предупреждая об опасности?

– В возрасте 4-8 лет лучше говорить об опасностях на уровне рефлексов: «нападают – кричу – убегаю», «незнакомый человек – прохожу мимо и молчу», «незнакомец предлагает угощение – не беру», «потерялся в торговом центре – стою на месте». Чем старше становится ребёнок, тем больше нужно давать ему возможность рассуждать самому, стараться задавать вопросы на тему безопасности. Как ты считаешь, почему мальчик вот так поступил? А что бы ему грозило, если бы в этой ситуации он сделал по-другому? Это очень хороший способ донести информацию до ребёнка так, чтобы он её усвоил.

Подростковый возраст – бунтарский. Примерно с 12 лет обостряется восприятие всего. У родителя главная задача – сохранить со своим ребёнком доверительные отношения. У подростка, наоборот, возникает естественное желание сепарироваться от взрослого. Стратегия «командовать и руководить» – это абсолютно проигрышная стратегия взаимоотношений с любым подростком. В беседах необходимо проговаривать с ребёнком тему безопасности так, чтобы не ограничивать его свободу. Нужно выстраивать диалог так, чтобы подросток поговорил о какой-либо ситуации и увидел причинно-следственные связи. Есть три главных вопроса:

– эта ситуация безопасна для тебя и твоих друзей?

– почему это для тебя важно или привлекательно?

– как это повлияет на твоё будущее?

Рассуждая на тему безопасности и делая выводы, подросток выстраивает логическую цепочку событий, тем самым лучше усваивает информацию, создавая для себя опоры. Важно, чтобы беседа не превратилась в нотацию. Должно быть доверие, при этом ребёнка необходимо постепенно от себя отпускать. Нужно дать ему возможность самостоятельно решать определённые проблемы. Научите его не бояться собственных ошибок и относиться к ним как к опыту для последующего анализа.

– Как научить подростка принимать разумные решения?

– Именно в подростковом возрасте дети склонны к риску. Как правило, это связано с поиском себя. Некоторые таким образом пытаются занять свою позицию в социуме. В любом случае подростки понимают, для чего они рискуют. В семье нужно объяснить, что желание «победить» в какой-то ситуации – это неплохо, но это не должно стоить жизни или здоровья. Если подросток совершил ошибку, нужно поговорить с ним, проанализировать, почему это произошло. Он сам поймёт, на каком этапе принятия решения поступил неправильно. Предоставляя ребёнку разумную независимость и свободу, родители формируют у подростка веру в собственные силы и возможности принимать правильные решения.

Важно, чтобы между родителем и ребёнком выстраивались взаимоотношения наставника и ученика. Это даст возможность сформировать навык безопасного поведения, умение анализировать, предвидеть последствия. Необходимо действовать гибко. Дети чувствуют отношение к ним. Если они ощущают свою значимость в семье, то вероятность опасных ситуаций невысокая. Если родитель следует вместе со своим ребёнком как наставник, то способность принимать разумные решения формируется в более раннем возрасте.

– Насколько быстро дети способны усвоить уроки безопасности?

– Многое зависит от психологических особенностей, от семьи, от умения ребёнка делать выводы на основе собственных ошибок. Если вместе с родителями разобрать произошедшую опасную ситуацию, то, скорее всего, в таком варианте она уже не повторится. Если ребёнок теряет связь с родителями, чувствует себя отчуждённым от семьи, ему кажется, что к его проблемам не проявляют интереса, то, вероятно, у него будет в приоритете любой ценой занять «уважаемую» позицию в своём социуме.

В какой-то степени можно использовать тактику «равных» – дайте ему почувствовать свою важность, старайтесь доверять, и он в свою очередь постарается вас не подвести. Не должно быть назиданий, лучше говорить фразы, которые поддержат. Например, «я на тебя надеюсь», «я тебе доверяю». Делегирование доверия поможет понять, что его понимают и ему доверяют.



Вернуться к списку