Как понять, что ваш ребёнок – агрессор

Как понять, что ваш ребёнок – агрессор

14.05.2020
Как понять, что ваш ребёнок – агрессор
freepik.com

В подростковом возрасте дети часто проявляют агрессию по отношению друг к другу, к родителям, к окружающему миру. Многие взрослые, сталкиваясь с таким поведением, прибегают к наказаниям, вместо того чтобы разобраться в причинах. Это лишь усугубляет ситуацию и порождает новые проблемы.


Сотрудники АНО «ЦИСМ» поговорили с заместителем начальника отдела семейной политики министерства труда и социального развития Архангельской области Ириной Бобровской о том, как предотвратить детскую агрессию и как с ней правильно бороться. Программа «Тренировка замещения агрессии» реализуется в регионе с 2011 года.


– Какие признаки указывают на повышенную агрессию у ребёнка?


– Как правило, взрослые склонны замечать только самые яркие признаки агрессии у детей: постоянные драки, попытки дать отпор, задиристость, невежливые жесты, угрозы на словах, крик и визг (вербальный негатив). Однако не стоит воспринимать агрессию только как физические и вербальные проявления. Есть и тихая агрессия: саботаж, игнорирование, негативизм. Например, ребёнок делает вид, что не слышит и не слушает вас, когда вы пытаетесь с ним поговорить, он уходит в комнату и надевает наушники.


Современный психологический подход трактует агрессию как входящую в эмоцию злости. Злость – одна из базовых эмоций, сама по себе она неплохая, направлена на достижение цели и должна находить выход в деятельности. Если деятельности нет, то и злость может обрести негативные последствия и перейти в агрессию.


Назову некоторые не столь явные признаки агрессии, на которые родителям стоит обратить внимание в первую очередь.


Эмоционально-оценочные:


–  ребёнок не понимает чувств и переживаний других людей;


– не может разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняется их назвать;


– чрезмерно подозрителен, всё время ожидает физического и морального удара;


– ощущает себя отверженным, одиноким во враждебном мире, эгоцентричен;


– обладает крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивает своё поведение;


– во всех своих ошибках и неприятностях обвиняет окружающих, а собственные агрессивные действия считает правомерными, вынужденными или защитными.


Поведенческие:


– легко теряет контроль над собой;


– проявляет физическую агрессию (драчлив) и словесную (угрозы, грубость, брань);


– демонстрирует вспышки ярости (кричит, визжит, топает ногами, катается по полу, хлопает дверями, швыряет и ломает предметы);


– раздражителен, вспыльчив, упрям, завистлив, подозрителен, мстителен;


– отличается «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера);


– намеренно создаёт конфликтные ситуации, провоцирует ссоры.


Физические:


– страдает головными болями, мускульным напряжением;


– отличается угрюмым, тоскливым настроением.


Это, как правило, те признаки, которые служат для родителей сигналом к действию.


– Как правильно родителям вести себя с агрессивными детьми?


– Агрессия – это сигнал для родителей, что ребёнку дискомфортно, что ему нужна поддержка и помощь. Важно дать понять ребёнку, что вы его понимаете и осознаёте важность всего происходящего. Нужно попробовать начать разговор и попытаться вместе найти иной выход из ситуации, более конструктивный и обдуманный. Есть несколько способов.


Первый способ: попытайтесь дать выход агрессии. Агрессия — это естественно, однако своими физическими силами надо уметь управлять. Если этого не происходит, то наносится вред не только окружающим, но и себе. Отдайте ребёнка в спортивную секцию, где ему объяснят, что решение спора кулаками — не выход, но навыки честной борьбы и самозащиты ему пригодятся. Пусть это будет футбол или лёгкая атлетика, можно смело попробовать восточные единоборства: дзюдо, самбо, карате. Они хороши тем, что учат ребёнка не только владеть своим телом, но и эмоциями.


Второй способ: работайте с самооценкой ребёнка. Человек, которому есть чем гордиться, всегда чувствует себя спокойно. Если ваш ребёнок уверен, что в чём-то он точно «впереди планеты всей», то и агрессия со стороны сверстников будет восприниматься не так остро. Самодостаточные люди не агрессивны, им нет смысла бороться за своё место под солнцем — они его нашли.


Третий способ: обратите внимание на взаимоотношения в вашей семье. Задумайтесь о том, какая атмосфера царит в вашем доме, как у вас принято решать конфликты. Возможно, что вы не даёте себе отчёт относительно собственных эмоций и реакций и тем самым подаёте плохой пример.


Четвёртый способ: проследите за здоровьем. Помимо психологических, существуют множественные биологические причины агрессивного поведения. Например, низкая частота сердечных сокращений. Причиной агрессии может стать повышенная тревожность. Снижайте её любым способом, чтобы не пытаться избавиться от следствия вместо причины. Если ребёнок сильно устаёт в школе, беспокоится из-за экзаменов, внешности или низкой популярности, его травят или он просто склонен к нервозности, то стоит с этим поработать. Вы можете попробовать арт-терапию, цветотерапию, поездки на природу и даже йогу. Главное — подросток должен знать, что он не один и семья готова его поддержать.


Пятый способ: попытайтесь вместе освоить практики управления гневом. У нас в регионе уже девятый год действует программа «Тренинг контролирования гнева», которая направлена на то, чтобы научить подростков управлять эмоциями. Детей и их родителей учат использовать специальные приёмы выхода из агрессии и находить альтернативные способы решения конфликтных ситуаций.


– От чего ребёнок становится агрессивным?


– Причины агрессивного поведения могут быть разными. Это может быть постоянное агрессивное поведение родителей, их проявление нелюбви к ребёнку, унижения, оскорбления. Причиной может стать и неуместная критика, желание подражать другим детям, ревность к родителям, сложности адаптации в садике или школе, возрастной кризис.


Ребёнок, недолюбленный и недохваленный, жаждущий внимания и поощрения, всегда инстинктивно будет требовать желаемого и применять для этого своё главное оружие – агрессию.


– Стоит ли изолировать ребёнка-агрессора или ему нужно больше общения со сверстниками?


– Необходимо постараться изолировать ребёнка именно во время вспышки агрессии, чтобы не нанести вред окружающим. Постараться выяснить причину этих вспышек и вовремя их купировать. Полностью изолируя ребёнка от общения со сверстниками, мы лишаем его возможности освоить и применить социально-приемлемые навыки общения, тем самым нарушаем процесс социализации и адаптации.


– Как правильно бороться с детской агрессией?


– Самое главное – это принятие ребёнка в любом его состоянии. Только любовь родителей и их поддержка могут помочь ему не бояться своих эмоций, научиться выражать их свободно, а главное – корректно, не обижая себя и окружающих людей.


И обязательно нужно начинать с поиска причины. Не разобравшись в причинах, мы никогда не сможем справиться с проблемой. Банальный запрет злости и агрессии может привести к ещё более сложной ситуации.



Вернуться к списку