Какое влияние негативный контент оказывает на психику подростков
Какое влияние негативный контент оказывает на психику подростков

Какое влияние негативный контент оказывает на психику подростков

02.03.2021
Какое влияние негативный контент оказывает на психику подростков
© depositphotos.com

В январе 2019 года экспертами ВЦИОМ был проведён опрос среди взрослых и подростков (14–17 лет) на тему влияния социальных сетей на их поведение. В основном респонденты утверждали, что находили в Сети положительный контент. Однако 28% подростков сообщили, что видели сцены насилия, 16% – пропаганду наркотиков, 19% – призывы к самоубийствам. При этом подростки отмечали, что их интерес к «плохим» группам сформирован не самими соцсетями, а реальными предпосылками: 49% подростков считали, что такой интерес вызван психологическими проблемами, 31% – конфликтами со сверстниками, 29% – отсутствием родительского контроля.


О том, почему несовершеннолетних привлекает негативный контент, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала психолог отдела ранней профилактики семейного неблагополучия ГБУ «Семейный центр» «Гелиос» Елена Павлова.


– Почему подростки проявляют больший интерес к контенту со знаком минус?


– В подростковом возрасте дети решают для себя непростые жизненные задачи, пытаются понять себя, своё «Я», ищут своё место в мире. Кроме того, пубертатный период сопровождается гормональным всплеском, который является причиной резких перепадов настроения: внезапно возникающий гнев, грубость, истерики. Агрессия всегда направлена либо на себя, либо на окружающих. Подростки только учатся контролировать свои эмоции, поэтому не всегда могут сдерживаться. Агрессия для них – способ продемонстрировать своё внутреннее состояние, поэтому некоторые дети даже ищут повод, чтобы её проявить, выплеснуть эмоции.


Во время подросткового периода личность ребёнка находится в процессе становления. Однако молодые люди стремятся к тому, чтобы ощущать свою индивидуальность, выделяться среди окружающих. Делать это при помощи деструктивных вещей иногда гораздо проще, чем при помощи позитивных. Отсюда и интерес к негативному контенту.


Также увлечение деструктивной информацией бывает связано с внутренним состоянием подростка. Он страдает, переживает из-за чего-то, и единственное, на чём он концентрирует внимание – негатив. Он либо ищет то, во что он мог бы выплеснуть свою внутреннюю боль, либо ищет таких же, как он, чтобы в них обрести поддержку.


– С чем связан тот факт, что кумирами молодёжи становятся личности с маргинальным поведением?


– Психология подростков такова, что они стремятся обрести свою индивидуальность. Однако парадокс в том, что они также стремятся находиться в группе единомышленников, но при этом не сливаться с ними, выделяться среди них любым способом. Чаще всего стремление выделиться сводится к протестному поведению. Сделать татуировку, покрасить волосы в необычный цвет, сделать пирсинг – всё это примеры протестного поведения в погоне за индивидуальностью.


Если говорить о кумирах, то их поведение как раз построено на подростковых принципах: делать всё наперекор, не считаться с мнением общественности, эпатировать. Если почитать их биографию, то, как правило, они из неблагополучных семей, у них сложные отношения с родителями, их не понимают в школе, не принимают сверстники. И именно такой образ очень близок подросткам, в своих кумирах они находят себя, ощущают себя с ними на одной волне. И, глядя на их популярность, многие подростки делают вывод, что можно не стремиться решить свои проблемы, не нужно придерживаться каких-либо правил и прикладывать усилия для того, чтобы добиться чего-то в жизни, стать звездой. Именно поэтому эти кумиры так привлекают внимание детей, они демонстрируют лёгкий путь к достижению материальных благ.


– В Интернете распространяется такое явление, как треш-стримы. Какое влияние они могут оказывать на подростковую аудиторию?


– Ещё в Древнем Риме, как мы знаем, толпа требовала «хлеба и зрелищ», и у всех на глазах императоры решали судьбу гладиатора. Подобное сейчас мы наблюдаем в Интернете. Агрессия, жестокость, унижение, которые демонстрируются в виртуальном пространстве ради популярности, ради большого количества просмотров и лайков. Эти вещи всегда привлекали человеческое внимание, поэтому появились треш-стримы, которые собирают большую аудиторию. Подростки, просматривая подобный контент, путают проявление агрессии с проявлением свободы, к которой они так стремятся. Им кажется, что за такую «свободу» не нужно нести ответственность, это провоцирует ощущение безнаказанности.


Кроме того, человек сам по себе склонен к агрессии, и если взрослые люди справляются с ней при помощи работы, спорта, компьютерных игр, то подростки находят решение в Интернете. Когда они смотрят треш-стримы, деструктивный контент, происходит некий выплеск негативной энергии.


– Верно ли полагать, что современная подростковая культура основана на агрессии?


– В семье каждого трудного подростка можно найти как минимум две-три причины, которые являются катализатором агрессии. Это может быть, например, стиль воспитания, стиль общения с ребёнком, который мог передаваться из поколения в поколение, и сегодняшние родители не понимают, что делают что-то неправильно, так как их самих так воспитывали. Бывает, что инструментом воспитания становится агрессия. Родители считают, что просто строги с ребёнком, а на самом деле они демонстрируют модель агрессивного поведения, которую ребёнок будет использовать в общении с окружающими. Важно помнить, что дети делают не то, что мы им говорим, а то, что делаем мы сами.  


Кроме того, когда в семье присутствует агрессивная манера воспитания, детско-родительские отношения здесь априори не будут доверительными и крепкими. Подросток в такой семье начинает искать поддержку со стороны, искать пути выплеска негатива среди своих сверстников. Соответственно, агрессивная подростковая культура идёт, в первую очередь, из семей.


– Как переключить внимание ребёнка на позитивный контент?


 – Когда между родителем и ребёнком налажены доверительные отношения, ребёнок знает, что у него есть люди, которые его ценят, которые его уважают и к которым он может в любой момент обратиться за помощью, шанс, что он увлечётся негативным контентом очень мал. Однако, если так сложилось, то переключить внимание подростка на что-то позитивное и безопасное гораздо легче, если родитель является для ребёнка авторитетом. Поэтому в первую очередь для того, чтобы обучать подростка грамотному потреблению интернет-контента, нужно сначала наладить с ним дружеские отношения. Не нужно сразу осуждать или наказывать, родитель должен проявить интерес и попытаться обсудить с ребёнком просмотренный контент. Мама и папа должны прислушиваться к его мнению и давать ему возможность высказаться. Именно тогда есть шанс, что и ребёнок будет прислушиваться к родителям в дальнейшем.


Вернуться к списку