Окружение подростка: как создать положительную среду?
Окружение подростка: как создать положительную среду?

Окружение подростка: как создать положительную среду?

06.08.2021
Окружение подростка: как создать положительную среду?
© depositphotos.com

Подростки справляются с неудачами легче, если общаются со сверстниками. К таким выводам в своём исследовании пришли учёные из Австралии под руководством психолога Бепа Уинка. Благодаря общению с ровесниками происходят самоидентификация и формирование необходимых социальных навыков. При этом среда может воздействовать на подростка как положительно, так и негативно. Возможно ли повлиять на выбор окружения ребёнка и как взаимоотношения со сверстниками сказываются на развитии личности, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала руководитель межрегиональной службы примирения ГБСУ АО «Котласский СРЦН «Маяк» Анна Шмакова.


– Какое место в жизни подростка занимает общение с ровесниками? Как оно влияет на развитие личности?


– Общение – ведущая потребность подросткового возраста. С одной стороны, возрастают интерес к внешнему миру и ориентация на окружение, с другой – становится важным сознательное позиционирование себя. Подростки сближаются с теми, кто интересен. В этот период происходит уподобление окружающим и самоидентификация. При этом не столько важен сам процесс общения, сколько возможность проявить себя. Желание выделиться, отличиться возникает именно из-за активизации процесса формирования осознанной личности.  


Полноценное общение с ровесниками взрослый может компенсировать своим участием, но не заменить. Некоторые родители пытаются имитировать такое общение – стать подругой или другом. Но ребёнок всё равно будет утверждаться в той среде, в которой он растёт. Ведь успешно социализироваться можно только в своём окружении. Очень важно для самооценки найти хорошее место в своей «стае». Ровесники одновременно являются и поддерживающей средой, и конкурирующей. Поэтому для подростка важнее выстроить общение со сверстниками. Чем успешнее будет социализация ребёнка, тем его личность будет сильнее. Паттерны общения с ровесниками впоследствии будут определять, как ребёнок будет взаимодействовать в среде взрослых. Это как тренировка, подготовка к успешной социализации.      


– Может ли взрослый повлиять на выбор ближайшего окружения подростка?


– Родителям очень важно сохранить свою значимость. Иначе повлиять на подростка не получится. Нужно искать общий язык с ребёнком, развивать в себе навыки эффективной коммуникации. Это необходимо для того, чтобы взаимодействие не было односложным, молчаливым, игнорирующим. Тогда у подростка останется желание сохранить связь с родителем, быть на него похожим, не отрицать его. Если взрослый чувствует, что всё выходит из-под контроля, то нужно обратить внимание на отношения с ребёнком. Что не так? Почему нет доверия и контакта? Почему теряется желание ребёнка прислушиваться? Развивать отношения нужно с раннего возраста, но начать менять что-то можно в любой момент. Улучшить общение с ребёнком помогает смена внутреннего фокуса – взрослому необходимо переключиться с контроля на интерес. На первом плане должен быть интерес, а контроль – в фоновом режиме.


Чем младше ребёнок, тем больше шансов создать такую среду, которую он потом будет поддерживать сам. Ту среду, которая будет способствовать развитию потенциала личности. При этом важно не бояться делить свой родительский авторитет с другими значимыми взрослыми (учителя, тренеры). Нужно сознательно искать положительные фигуры в создаваемой среде, исходя из интересов ребёнка. Если подросток будет удовлетворять свои потребности в личной значимости, он останется в этой среде. Здоровая личность никогда не поменяет конструктивное окружение на деструктивное.


– Как сформировать в подростке избирательность во взаимодействии со сверстниками?


– Важна работа с самооценкой и личными границами. Насколько подросток выбирает окружение, либо окружение выбирает его, а он подчиняется этому выбору и примыкает к кому-то без своей воли. Человек должен понимать, как его развивает окружение, что это ему даёт. Взрослому нужно не критиковать, а разобраться, что важно в той среде, которую ребёнок выбирает, и он ли её выбирает. В этом случае будет легче подобрать какую-то альтернативу и удовлетворить потребность ребёнка.


Взрослые периодически сравнивают ребёнка с собой. Если в решениях и выборе подростка они видят себя («он на меня похож», «я так же думаю», «так же поступал»), это поддерживает ребёнка. Если же он принимает решения, не характерные для родителей, то часто поддержка как будто отступает и начинается критика. Необходимо понимать, что ребёнок – другая личность. Чего-то о нём мы можем не знать. Нужно больше разбираться в происходящем, а не запрещать. Из-за запретов уходит потребность в общении с взрослыми, особенно у подростков, склонных к протестному поведению.


– Как научить правильно отстаивать свою позицию в коллективе ровесников?


– Есть технический момент, когда можно научить говорить «нет», обучить определённым фразам, проигрывать ситуации. Однако важнее то, что позволит ребёнку самостоятельно ориентироваться. Поэтому необходимо развивать интерес подростка к самому себе, помочь ему изучить себя. Взрослому тоже важно знать своего ребёнка, чтобы научить его выражать свою позицию подходящим для него способом, в зависимости от типа личности. Особенности личности может изучить каждый взрослый, главное – подойти к этому с интересом и уважением.


Чтобы ребёнок умел отстаивать своё мнение, нужно давать ему возможность делать это дома. Не задавливать родительским авторитетом. Где подросток научится, если не в своей семье? Взрослому необходимо уважать позицию ребёнка и во всех ситуациях, где возможно, учитывать его мнение, не просто его выслушивать, а считаться с ним. Тогда подросток будет понимать, что высказаться безопасно, это можно и нужно делать.     


– Что делать, если у ребёнка возникают трудности в общении?


– Если что-то не получается, необходимо разбирать ситуации в ретроспективе. Помочь понять ребёнку, что можно было сделать иначе. Как можно было бы повести себя, чтобы тебя услышали. Если у ребёнка что-то не получается в общении, ему нужно дать возможность реабилитироваться. Тогда будет снято напряжение по отношению к ситуации и будет сделан шаг вперёд, появится альтернатива.


Если взрослому кажется, что у ребёнка что-то не так, то в первую очередь нужно понять, не является ли это излишней тревогой. Иногда родители судят, исходя из собственных проекций, представлений. Нельзя игнорировать особенности личности. Исходя из них, нужно помогать ребёнку, в том числе формировать окружение.

 



Вернуться к списку