Трудное поведение ребёнка – это чаще всего призыв о помощи
Трудное поведение ребёнка – это чаще всего призыв о помощи

Трудное поведение ребёнка – это чаще всего призыв о помощи

03.03.2021
Трудное поведение ребёнка – это чаще всего призыв о помощи
© depositphotos.com

По результатам исследования, проведённого Аналитическим центром НАФИ совместно с благотворительным фондом «Шалаш», с трудным поведением детей – своих или чужих – сталкивалась половина россиян. При этом практически 90% опрошенных уверены, что ответственность за поведение подростка несут родители. И только малая доля респондентов – 1-2% – считают, что трудное поведение ребёнка может быть спровоцировано взаимодействием с друзьями, одноклассниками, школьными учителями.


Верно ли считать, что ответственность за сложного подростка лежит только на родителях и всегда ли трудное поведение равно девиантному, об этом сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала куратор образовательных программ для учителей благотворительного фонда «Шалаш» Алина Тимерина.

 

– Какие факторы провоцируют трудное поведение подростков?

 

– Трудное поведение мешает подростку взаимодействовать с другими людьми, учиться, развивать навыки. Оно становится раздражающим фактором не только для окружающих, но и для самого ребёнка. Однако, не каждые действия, которые неудобны другим, можно считать трудным поведением. Часто сложное подростковое поведение – это ответ на стресс, проблемы, разочарования, реакция на происходящее, способ защититься от окружающего мира.


Как правило, такое поведение чаще возникает у детей из неблагополучных семей. Безработные родители, низкий уровень дохода, преступное прошлое кого-то из членов семьи, жестокое обращение, безнадзорность – всё это может провоцировать ребёнка. Кроме того, трудное поведение может быть вызвано и низкой успеваемостью. Если у ребёнка отсутствует интерес к учёбе, у него проблемы в школе, не сложились взаимоотношения с учителями, это также может быть негативно влияющим фактором. Здесь же можно назвать и особенности гендерной социализации. Например, девочек учат избегать опасности, а мальчиков хвалят за смелость и решительность, готовность постоять за себя. Такая похвала иногда может подталкивать подростка на опасные поступки и рискованное поведение.

 

– Как правильно родителям и педагогам строить отношения с трудными детьми?

 

– Если дети начинают вести себя ненадлежащим образом, то чаще всего причина кроется в том, что им не хватает навыков общения с окружающими людьми. По сути, трудных детей не бывает, бывают дети, которым трудно. В этом случает задача взрослых проявить к ребёнку интерес, понять причину его поведения, постараться обучить основным навыкам социализации, показать собственный пример. Взрослый должен постараться понять, какую потребность ребёнок пытается удовлетворить при помощи определённой манеры поведения, и вместе с ним попытаться найти другой способ, показать конструктивный путь. Если ребёнок начинается проявлять агрессию, не стоит спешить ставить ему диагноз или впадать в панику. Такое поведение – это в первую очередь призыв о помощи, маркер того, что в жизни подростка что-то идёт не так. Таким образом он пытается привлечь к себе внимание взрослых, чтобы его услышали, поняли и поддержали.

 

– Трудное и девиантное поведение – всегда ли это одно и то же?

 

– Девиантное поведение – это формальный термин, который обозначает нарушение морально-этических норм. Это скорее частные случаи. Если мы говорим о трудном поведении, то здесь может быть так, что ребёнок не нарушает общепринятых правил, не совершает каких-либо противоправных действий, однако нормальным его поведение тоже назвать нельзя. Безусловно, есть случаи, когда трудное поведение может быть и девиантным в том числе. Если мы говорим, например, про замкнутость ребёнка, это никак не затрагивает других людей. Это мешает, в первую очередь, самому подростку. Такое поведение можно считать только трудным.

 

– Как создать доверительные отношения с трудным подростком?

 

– Чтобы подросток доверял родителю или другому близкому взрослому, необходимо в отношениях с ним быть последовательным и предсказуемым. Ребёнок должен чувствовать стабильность настроения родителя, которому необходимо контролировать себя и ни в коем случае не дать волю эмоциональным срывам. В противном случае подросток из-за страха перед реакцией родителя просто перестанет ему что-либо рассказывать о своей жизни, а значит будет утеряна детско-родительская связь. Взрослый обязан заботиться о том, чтобы мир подростка был максимально понятным, спокойным и гармоничным. Это залог доверительных отношений.

 

– Как помочь ребёнку, если его поведение изменилось из-за сложной жизненной ситуации?

 

– Здесь важно понимать границы своей ответственности. Если родитель начинает замечать изменения в ребёнке, первое, что нужно сделать, это поговорить и постараться выяснить причину. Родитель должен в первую очередь выяснить «почему», а не «зачем». Поэтому ни в коем случае нельзя проявлять давление, важно в разговоре соблюдать последовательность и не давать пустых обещаний. Необходимо объяснить ребёнку, что он может довериться, что ему готовы помочь, что его не осудят и не накажут. И после того, как причина установлена, нужно предлагать ребёнку помощь, способы решения проблемы или попробовать найти их вместе.


Что ещё можно почитать по теме: 


Рискованное поведение подростков: причины и способы коррекции


Шанс на исправление. Можно ли перевоспитать трудного подростка?


Девиантное поведение подростков: какие дети в «группе риска»



Вернуться к списку