Цифровая амнезия. Как использование гаджетов влияет на память?
Цифровая амнезия. Как использование гаджетов влияет на память?

Цифровая амнезия. Как использование гаджетов влияет на память?

16.09.2022
Цифровая амнезия. Как использование гаджетов влияет на память?
© freepik.com

Согласно 14-летнему исследованию учёных из РАН, у детей, которые активно используют смартфоны, заметно снижаются показатели работоспособности, ослабляется внимание и смысловая память. Детский и семейный психолог, кандидат наук, доцент кафедры психологии личности СПБГУ Наталья Искра рассказала сотрудникам АНО «ЦИСМ» о том, чем опасно развитие цифровой амнезии у детей и как можно уберечь память своего ребёнка от негативных последствий воздействия смартфонов.


– Что такое цифровая амнезия? Как появилось данное понятие?


– Под цифровой амнезией подразумевают отсутствие необходимости запоминать большие объёмы информации. Однако рассматривать это понятие важно комплексно, уделяя внимание цифровизации мышления в целом, и отдельно клиповому мышлению, которое сегодня у современных детей и подростков присутствует.


Недостаток памяти – это только одна сторона вопроса. И подросток, и взрослый человек просто не видит необходимости глубоко запоминать информацию, ведь любые данные можно найти в сети Интернет. Даже я, как представитель старшего поколения, часто ловлю себя на мысли, что не помню фамилии учёных, к исследованиям которых обращаюсь в работе. Потому что знаю, что могу в любой момент ввести в поисковике запрос и узнать нужную мне фамилию. Аналогично современные дети знают о существовании теории Дарвина, но далеко не всегда могут вспомнить фамилию этого учёного.


Второй момент – развитие клипового мышления у подростков, которое выражается в постоянном переключении и перескакивании с одной информации на другую. Думаю, что очень важно эти два явления рассматривать вместе, а не по отдельности. Так как они создают картину цифровизации процессов восприятия и процессов мышления в целом.


– Как цифровая амнезия влияет на наше поведение, способность думать и учиться?


– Когда человек, вне зависимости от того взрослый это или ребёнок, выхватывает только какой-то кусочек информации и постоянно перескакивает с одной информации на другую, он лишает себя возможности глубоко мыслить, что безусловно негативно сказывается на его развитии. Мы что-то забываем, обращаемся за помощью к интернету, пока делаем запрос, видим что-то интересное и переключаем внимание на новую информацию. Знакомая ситуация, не правда ли?


Так происходит по причине того, что современному человеку, и особенно подростку, очень сложно долго сидеть и размышлять над чем-то одним. Сегодня представители более старшего поколения, которое не совсем ещё выросло в цифре, в среднем могут концентрироваться на одной задаче порядка 10-15 минут. Дети и подростки, в свою очередь, могут заниматься одним делом без переключения только 5 минут.


– Кто более подвержен цифровой амнезии – дети или взрослые? От чего это зависит?


– Подверженность цифровой амнезии прежде всего зависит от типа нервной системы. Как известно, существует четыре основных темперамента и, соответственно, есть основные типы нервной деятельности, у которых разная устойчивость изначально. Чем менее устойчив тип нервной деятельности у человека, тем хуже у него будет обстоять дело с цифровой амнезией. Люди с сильным типом нервной системы, более глубокие и вдумчивые сразу с рождения, будут меньше ей подвержены.


Можно рассмотреть такую характеристику как тревожность. Тревожному человеку более свойственно из-за чего-то переживать и что-то забывать. Он будет чаще обращаться к интернету, чтобы это вспомнить. Или даже не столько вспомнить, сколько перепроверить информацию, правильно ли он запомнил. Человек спокойный и уверенный в себе будет реже сталкиваться с подобными ситуациями.


Конечно, от возраста это тоже зависит. Поскольку у взрослого человека, которому сейчас 30-35 лет, ещё был опыт жизни без гаджетов. Современные же дети очень часто получают свой первый гаджет в возрасте до одного года. Такое раннее знакомство с цифровыми устройствами сказывается на способности ребёнка запоминать информацию. Он изначально привыкает к тому, что всё можно найти в интернете, без особых усилий.


– Чем опасно развитие цифровой амнезии у детей?


– В норме на протяжении всей истории человечества развитие строилось на освоении физической деятельности, которое непосредственно влияло на работу памяти и других важных способностей и функций мозга. То есть, ребёнок несколько поколений назад был гораздо более ловким и развитым, чем современный ребёнок, который вырастает в окружении гаджетов.


Усугубляется ситуация тем, что дети проводят в цифровых устройствах не 15 минут в день, а по сути, половину своего бодрствования. Сегодняшние родители, особенно молодые, сами того не замечая, при каждом удобном случае дают ребёнку смартфон, чтобы он им не мешал. И тогда у детей просто нарушается ход развития, который мы считаем нормальным, исходя из всего предыдущего хода развития. Важно упомянуть и о существовании образовательных учреждений, в которых детей не учат писать, а сразу учат печатать. В следствие этого происходит неразвитость тонкой или мелкой моторики, а это отражается на других важных процессах, включая память ребёнка.


Понятно, что сейчас постепенно будет меняться развитие головного мозга. Но должно пройти несколько поколений, чтобы это произошло. Можно предположить, что какие-то зоны мозга даже будут отмирать за ненадобностью в связи с цифровизацией мышления. Поскольку мозг не меняется так быстро, как окружающая среда, сегодня он ещё требует обычного развития – чтобы ребёнок бегал, прыгал, познавал мир. Всё тесно взаимосвязано. Нельзя выкинуть какой-то этап развития, чтобы это не отразилось на развитии в целом. Так не бывает.


– Является ли цифровая амнезия серьёзной проблемой современного общества, на Ваш взгляд? Какие способы для её решения Вы находите наиболее оптимальными?


– Я бы не стала называть цифровую амнезию проблемой. Думаю, это то, что нужно иметь ввиду родителям и специалистам, которые работают с детьми. Мы никуда не денемся от того, что гаджеты завоёвывают наш мир, во многих вещах они нам помогают, но при этом обязательно должна быть цифровая гигиена.


Есть определённая цифра. И врачи, и неврологи, и психологи рекомендуют использовать детям гаджеты не более 3 часов в день. Это время включает и выполнение домашнего задания. Так как домашние задания тоже побуждают ребёнка пользоваться компьютером и другими цифровыми устройствами. Во-вторых, ребёнок должен проводить время без гаджетов – принимать пищу в кругу семьи, участвовать в совместных поездках и прогулках, общаться с друзьями.


И третье, о чём не много говорят, но я думаю, что это важно, особенно для детей и подростков, – в их жизни обязательно должны присутствовать дополнительные занятия, которые способствуют развитию памяти и улучшают состояние головного мозга в целом. Например, игра на музыкальных инструментах и увлечение разными видами спорта. Когда ребёнок занимается спортом, он запоминает последовательность действий, и таким образом задействует свою двигательную память, развивая зоны мозга, которые больше всего страдают при цифровой амнезии. И вообще это важно для того, чтобы у детей были не только гаджеты, но и ещё что-то в жизни, чтобы было живое общение.


Когда в занятии, которым увлекается ребёнок, присутствует практика, начинает активную работу двигательная память, и запоминание происходит быстрее. Яркий пример – изучение стихотворения одновременно с движением рук и ног, разучивание песни, при котором ребёнок учит не только текст, а также запоминает мелодию.


– Каким образом цифровая амнезия позволяет человеку расширять сознание и мыслить более творчески?


– Исследований с МРТ, которые подтвердили бы, что цифровая амнезия позволяет человеку расширять сознание и мыслить творчески, нет. Но есть популярное мнение о том, что люди становятся более творческими и свободными, когда информацию запоминают цифровые устройства, а в их голове высвобождается место для чего-то более важного.


Как у психолога-консультанта у меня есть сомнение, поскольку это всё же сильно зависит от типа личности. Если человек склонен к тревоге, он всё равно будет продолжать держать в голове информацию о своих делах и планах, даже если у него это везде записано. Он не освободится настолько, чтобы стать творческим. А человек более свободный и творческий изначально, переносит свою «творческость» в цифровую среду, и гаджеты ему нисколько не мешают, а наоборот помогают.


– Справедливо ли высказывание о том, что цифровые устройства необходимы людям для запоминания незначительной информации? Каким образом человек может соблюсти баланс и использовать технологии во благо своей памяти?


– Есть виды деятельности, при которых люди должны выполнять 25 дел за день. И, наверное, очень разумно, что они ставят себе будильник и напоминание на цифровом устройстве, чтобы вовремя решить задачи. Но если машина полностью заменяет память, то это, конечно, плохо. Должна быть золотая середина. Во все времена существовали стандартные способы поддерживать память в тонусе, например, кроссворды и игры наподобие «Что? Где? Когда?». То, что заставляло вспоминать без обращения к интернету. Сегодня это может быть что-то другое, нужно искать и находить способ, который подойдет вам и вашему ребёнку. Разумеется, важно повышать удобство и помогать себе жить, используя цифровые технологии, но при этом необходимо создавать условия, в которых головной мозг будет работать и находиться в тонусе. Это касается и детей, и взрослых.


Другие статьи по теме:


Что такое клиповое мышление?




Вернуться к списку