Управляя гневом. В чём причины подростковой жестокости?

Управляя гневом. В чём причины подростковой жестокости?

21.02.2020
Управляя гневом. В чём причины подростковой жестокости?
© pixabay.com

В последнее время в соцсетях нередко появляются ролики, на которых подростки избивают друг друга. Причём делают это публично, на камеру. Школьные драки были во все времена, но, похоже, сейчас дети стремятся не просто выяснить отношения, а продемонстрировать своё превосходство и унизить.


О феномене подростковой агрессии в преддверии Всемирного дня поддержки жертв преступлений сотрудники Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды поговорили с Ларисой Лазаревой – руководителем Межрегиональной общественной организации по содействию семьям с детьми в трудной жизненной ситуации «Аистёнок».


– Создаётся впечатление, что дети в последнее время стали более жестокими. Это действительно так?


– В целом агрессии вокруг стало больше. Мы видим, что растёт уровень насилия в фильмах, в СМИ транслируются акты агрессии. Встречается домашнее насилие, которое оказывает огромное влияние на психику ребёнка и дальнейшее взросление.


Если мы говорим о подростках, то здесь нельзя не учитывать физическую составляющую. Это, в первую очередь, пубертатный период, на который никак невозможно повлиять или избежать его. Именно в это время подростки чаще всего ведут себя несдержанно и совершают неконтролируемые действия в отношении окружающих. Если избежать этого невозможно, то можно постараться минимизировать агрессию ребёнка. Родители должны быть более внимательными к нему, больше проявлять любовь и заботу, стараться сохранить с ним доверительные отношения. И что бы ребёнок ни совершал, ни в коем случае не нападать на него, а стараться выслушивать, считаться с его мнением и пытаться разобраться.


Часто дети становятся агрессивными из-за неблагополучия семьи. Если ребёнок дома постоянно наблюдает домашнее насилие, например, со стороны отца по отношению к матери, то в будущем для него агрессия будет единственным способом проявить себя в обществе.


Конечно, многое идёт из семьи, но если говорить про внешние факторы: социальные сети в какой-то степени повышают уровень агрессии у детей?


– Безусловно. Вся негативная информация, которая сейчас размещается в социальных сетях, так или иначе влияет на детей. Даже элементарные «мультики» способны влиять на уровень агрессии ребёнка. Получается так, что дети смотрят различный контент в интернете, в том числе видят убийства, кровь. В связи с этим у них появляются мысли, что, возможно, они не всегда должны следить за тем, что делают, у них стираются границы между жизнью и смертью, между можно и нельзя. И в итоге это приводит к неконтролируемым приступам агрессии, которые, в свою очередь, могут привести к плачевным последствиям.


Я считаю, что родители должны пристально следить за тем, что смотрит их ребёнок, какую информацию он потребляет, на какие сайты или в какие сообщества заходит. Конечно, это не означает, что нужно полностью ограничить доступ к интернету или соцсетям, потому что это может дать обратный эффект. Но быть в курсе интересов своего ребёнка и той информации, которая его окружает, необходимо. Подростки все очень чувствительны и уязвимы, они находятся на стадии формирования личности, и, если они будут поглощать большими порциями негатив, он может стать основной базой в становлении их характера.


– А с чем связано стремление подростков снимать на видео драки и разборки? Почему они это делают?


– На мой взгляд, подобными вещами занимаются подростки определённого типа личности. Но утверждать точно я здесь не могу, так как в подростковом возрасте личность ещё только формируется. Возможно, это попытка транслировать свою жизнь в массы, делиться происходящим с обществом, показывая, «какой я крутой». То есть, возможно, это такая попытка проявить себя, получить признание.


– Когда происходит драка, почему в большинстве случаев дети-свидетели не пытаются её остановить? Более того, некоторые даже начинают подначивать обидчика и подсказывать, как сделать больнее.


– Зачастую дети воспринимают конфликт или драку как кино с живыми участниками. На самом деле все они реагируют по-разному: кто-то будет подначивать и снимать, кто-то отвернётся и молча пожалеет, кто-то пойдёт пожалуется. Реакция ребёнка во многом зависит от его воспитания и нравственных устоев. Но кроме того, всегда есть фактор страха, боязнь того, что, если заступишься, агрессор может переключиться на тебя. Срабатывает элементарный инстинкт самосохранения.


– Вам приходилось работать с жертвами подростковой агрессии?


– Да. И это очень долгий процесс. Ребёнок после такого может приходить в себя не один год, и всё это время ходить на консультации к психологам, чтобы восстановить травмированную психику.


– Как правильно себя вести родителям, чтобы помочь детям-жертвам насилия восстановиться?


– Я считаю, здесь должны быть задействованы не только родители, но и учителя. Потому что они чаще всего являются свидетелями агрессии в школе, всё происходит на их глазах, они видят, какие взаимоотношения у детей в классе и кто как относится друг к другу. Именно учителя могут вовремя заметить, что назревает конфликт, и постараться его предотвратить.


Что касается родителей, то здесь очень важно слушать ребёнка, поддерживать его и принимать его сторону во что бы то ни стало. И, конечно, пытаться разобраться в сложившейся ситуации. Но только не так, как это принято у многих: приходить в школу, ругаться, «качать права» или, чего хуже, обращаться в суды. Необходимо искать корень конфликта, причину, почему дети так себя повели. Нужно разговаривать, но не только с жертвой агрессии, а с обидчиком тоже, чтобы понять, почему он так поступает, что является причиной его агрессии. Ведь чаще всего это тоже травмированные дети с внутренними проблемами, с которыми надо работать.


В целом я думаю, что родители и учителя должны быть союзниками, чтобы вовремя замечать и предотвращать конфликт, чтобы он не привёл к необратимым последствиям.


– Ребёнок – агрессор. По каким признакам родители могут это распознать?


– Есть разные виды агрессии. Например, скрытая и открытая агрессия. Если говорить об открытой, то её показатель, когда ребёнок начинает наносить вред окружающим людям, ломает предметы. Бывает, что такие дети пытаются через агрессию показать в классе свой авторитет. Если подростку не удаётся заполучить всеобщее внимание, то он может прибегнуть к вредным привычкам: начать курить, употреблять алкоголь или наркотики. Он может начать даже воровать деньги у родителей, чтобы произвести впечатление на одноклассников.


Кроме того, у ребёнка с открытой агрессией часто меняется настроение, на это тоже должны обращать внимание родители. Каждый из них должен работать, как хороший барометр, улавливать любые изменения в поведении ребёнка. Это поможет начать бороться с агрессией уже на ранней стадии, чтобы она не привела к тем действиям, которые я перечислила выше.


Что касается скрытой агрессии, то здесь дети держат все эмоции в себе. Они тихие, скромные, ни с кем не делятся переживаниями, со всем соглашаются и не спорят. Это очень опасный вид агрессии, так как эта негативная энергия внутри подростка, она ищет выход наружу. И однажды может просто случиться нервный срыв. И если под руку попадётся кто-то из одноклассников или друзей, они могут стать жертвами этого приступа агрессии.


С другой стороны, если негативная энергия не найдёт выход, этот нервный срыв может перерасти в длительную затяжную депрессию и в итоге вылиться в невроз, с которым возможно будет справиться уже только при помощи специального лечения.


– Если родители вовремя обратили внимание на то, что у ребёнка есть признаки чрезмерной агрессии, куда можно обратиться?


– В первую очередь, к психологу. Если родители понимают, что их ребёнок агрессивен, не нужно запускать этот процесс, нужно сразу же обращаться за помощью к специалистам. Этого не нужно бояться, потому что бывает так, что одного или двух визитов к психологу уже вполне достаточно. Родители совместно со специалистом находят причину, почему ребёнок так себя ведёт, и понимают, какие действия нужно предпринять и как вести себя в дальнейшем.



Вернуться к списку